24 апреля 2024 года Олеся Феоктистова, руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ Минфина России, выступила на круглом столе[1], который проводился в рамках деятельности Консорциума ведущих исследовательских организаций в области детского благополучия.
Эксперт НИФИ проанализировала затраты бюджетов разных уровней на социальную политику по поддержке детей (детские бюджеты), в том числе в отраслевом и региональном разрезах.
РАСХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ в 2022 году в интересах детей составили 5,1 трлн рублей, что составляет 26% консолидированных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. За период 2019-2022 гг. расходы детского бюджета возросли на 20,3%.
Наибольшую часть региональных расходов детского бюджета составляют расходы на образование – 74%, и социальную поддержку населения – 12%.
В целом по России в 2022 г. расходы на одного ребенка составили 166,1 тыс. рублей в год. В 26 субъектах РФ этот показатель оказался выше среднероссийского. Так, например, в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, а также Сахалинской области превышение составило более чем в 3 раза.
По направлениям региональных расходов наибольшую часть (83%) детского бюджета составили расходы на содержание и развитие учреждений для детей, из них инвестиции и расходы на строительство новых учреждений составили 11%.
Анализ региональных расходов на выплаты и льготы отдельным категориям семей показал их значительный рост – в 2,2 раза за период 2019-2022 гг. – в основном за счет роста расходов на поддержку малообеспеченных семей в 3,9 раза.
В 2022 году более половины этих расходов предусмотрено на поддержку детей из малообеспеченных семей, еще 20% – на поддержку многодетных семей. В 2019 году на поддержку этих категорий семей были предусмотрены примерно равные расходы: 31% – на поддержку малообеспеченных, 33% – на поддержку многодетных.
В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ также ежегодно предусматриваются расходы в интересах детей. По итогам исполнения федерального бюджета за 2022 год расходы в рамках детского бюджета составили 2,4 трлн рублей – 7,6% от общего объема расходов федерального бюджета.
Состав расходов федерального бюджета отличается от регионального, основной объем – 1,6 трлн рублей, более 69% – приходится на социальную поддержку семей с детьми.
Более 65% расходов на социальную поддержку семей с детьми в 2022 г. составили адресные меры, предоставляемые с учетом доходов получателей – 1,1 трлн рублей.
Еще почти 23% (0,37 трлн рублей) – составили расходы на предоставление материнского (семейного капитала).
Оставшиеся 12% расходов приходятся на меры поддержки семей с детьми-инвалидами, детей погибших военнослужащих и иных категорий получателей, а также обеспечение жильем детей-сирот и молодых семей.
В заключение своего выступления Олеся Феоктистова отметила: «Поскольку наращивание расходов имеет свои физические пределы, обеспечивать достижение намеченных целей социальной политики необходимо за счет повышения эффективности системы социальной поддержки и расходов на нее, в том числе эффективности мер адресной поддержки нуждающихся».
[1] СПРАВОЧНО. Круглый стол «Современные подходы к измерению детского благополучия в целях развития человеческого потенциала и разработки доказательной социальной политики» проводился «Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала» на площадке НИУ ВШЭ.
24 апреля 2024 года Ирина Ананкина, эксперт Центра финансов социальной сферы НИФИ Минфина России выступила на XIII Международной научно-практической конференции «Абалкинские чтения – 2024» – «Экономика России в условиях санкций» в секции «Российская семья в условиях санкций. Стандарты жизни и государственная политика».
Эксперт НИФИ представила доклад «Финансовые аспекты социальной политики в области детства в условиях санкций».
Ирина Ананкина отметила, что одной из национальных целей России, реализация которых запланирована к 2030 году, является снижение уровня бедности в два раза — до 6,6% населения, или на 9,5 млн чел. В новейшей истории России подобного результата удалось достичь в 2000–2007 годах, когда ВВП вырос вдвое, а число бедных сократилось с 42,3 до 18,8 млн. человек.
Уровень бедности снижается: пройдя половину пути к 2030 г., он сократился почти наполовину. Вместе с тем расходы федерального бюджета на социальную политику с 2017 по 2022 г. выросли в 2,3 раза, расходы региональных бюджетов – в 1,6 раза.
Радикально изменилась адресность региональной социальной поддержки: за три последних года доля расходов на малоимущие семьи с детьми в бюджете социальной поддержки субъектов РФ увеличилась двукратно до 16%. При этом социальные выплаты малоимущим семьям с детьми в 2022 году уже составляют половину всех социальных выплат семьям с детьми, тогда как еще в 2019 году они не дотягивали и до трети – 29%. Причина этого – в опережающем росте региональных расходов на поддержку малоимущих семей: темп прироста этих расходов год к году в рассматриваемый период составлял 60-70%.
Центр макроэкономических исследований НИФИ и Strategy Partners представляют новый выпуск ESG-дайджеста. В нем представлена информация о самых заметных новостях и событиях в сфере устойчивого развития и ESG в России и мире.
В свежем выпуске дайджеста эксперты НИФИ комментируют, в частности, регуляторные изменения в Китае, существенно влияющие на будущее зеленого развития страны, первый в ЕС проект правил по регулированию сферы ESG-рейтингов, и перспективы ввода платы за углерод в России.
Кроме того, в дайджесте представлены:
Ознакомиться с полной версией дайджеста можно по ссылке.
Команда НИФИ и Strategy Partners будет рада получить от вас обратную связь и рассмотреть интересные для сектора материалы с целью дальнейшей публикации в рамках данного проекта.
Контакты для связи: kopalkina@nifi.ru
Дистанционное обучение
Приглашаем на курсы повышения квалификации:
Программа повышения квалификации «Международные стандарты финансовой отчетности»
Применение новых федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора:
Программа повышения квалификации «Повышение эффективности управления региональными финансами»
Эффективное управление региональными финансами за счёт внедрения программ целевого бюджетного планирования, повышения налоговых доходов, оптимизации мер социальной поддержки, реализации программ поддержки местных инициатив.
ПЕРЕЙТИ К ОПИСАНИЮ ПРОГРАММЫИнформация предоставляется в удобном и современном формате
Современная платформа дистанционного обучения: взаимодействие сообщества обучающихся и преподавателей, проверка усвоения материала, интерактивные уроки на компьютере или мобильных устройствах, включающие материалы, видео-лекции и практические задания.
ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ ПРОГРАММФедеральное государственное бюджетное учреждение
«Научно-исследовательский финансовый институт
Министерства финансов Российской Федерации»
Учредитель — Министерство финансов
Российской Федерации