«Финансовый журнал» № 6(46) ноябрь-декабрь 2018

И. В. Прилепский
Влияние бюджетных правил на волатильность обменного курса
Снижение зависимости курса рубля от цен на нефть является одной из основных задач новой версии бюджетного правила РФ. В данной работе анализируется мотивация постановки такой задачи на основе обзора оценок эффектов волатильности курса на экономический рост; исследуется опыт стран — экспортеров природных ресурсов в части влияния введения бюджетных правил на волатильность реального и номинального курса; проводится сценарное моделирование эффектов различных редакций бюджетных правил на волатильность курса рубля в долгосрочной перспективе. Показано, что в большинстве случаев применение бюджетных правил в странах — экспортерах сырья не ассоциируется с уменьшением колебаний курса, но российская версия правил способствует значительному ослаблению связи курса рубля с ценами на нефть — как за краткий период с начала их реализации, так и в сценарных расчетах.
Ключевые слова: бюджетная политика, бюджетное правило, обменный курс, волатильность, цены на нефть, Фонд национального благосостояния
JEL: E62, E65, H68
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-9-20

Подробнее ...

Е. Л. Горюнов
Секторальные эффекты дезинфляционной политики Банка России
Дезинфляционная политика денежных властей обычно влечет замедление экономической активности в среднесрочном периоде. Впоследствии снижение инфляционных ожиданий и нормализация денежного обращения приводит к сокращению ставок по кредитам и расширяет горизонт планирования. Эти эффекты, как положительные, так и отрицательные, проявляются по-разному в различных отраслях. В данной статье делается попытка оценить секторальные последствия дезинфляционной политики, проводившейся Банком России в последние годы. Экономическая теория предсказывает следующее. Во-первых, на ужесточение денежной политики наиболее остро должны отреагировать отрасли, спрос на продукцию которых чувствителен к изменениям процентной ставки, т. е. инвестиционно ориентированные. Во-вторых, под ударом оказываются проциклические отрасли. В-третьих, при повышении ставок условия кредитования для предприятий малого и среднего бизнеса становятся относительно более жесткими. Наконец, последствием дезинфляционной политики может стать реальное укрепление национальной валюты, что повлияет на конкурентоспособность экспорта. Данные эффекты, за исключением эффекта укрепления рубля, зримо проявляются в российской экономике. Вместе с тем наблюдается расширение ипотечного кредитования и постепенное снижение долгосрочных ставок.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, секторальные эффекты, трансмиссионные механизмы, кривая доходности, стоимость кредитования, ипотечное кредитование, малый и средний бизнес
JEL: E21, E22, E23, E32, E43, E51, E52, E58, E65, L16
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-21-33

Подробнее ...

Ю. М. Горлин, В. Ю. Ляшок
Льготы по НДФЛ в России и за рубежом: критический анализ
В настоящее время многие страны, включая Россию, широко используют налоговые льготы, в том числе при налогообложении физических лиц. Однако на практике этот инструмент налоговой политики имеет ряд недостатков. Во-первых, налоговые льготы снижают доходы бюджета, при этом их эффективность обычно не оценивается и представляется неочевидной. Во-вторых, многие из них можно заменить более удобными формами прямых расходов. В-третьих, льготы, как правило, приводят к снижению справедливости налогообложения, так как распространяются на более обеспеченные слои населения. Целью данной работы является рассмотрение основных теоретических аспектов налоговых преференций (с акцентом на налогообложение доходов физических лиц), исследование мировых практик в сфере налоговых вычетов, а также анализ системы налоговых вычетов в России. Результаты проведенного анализа позволят сформулировать практические рекомендации по совершенствованию налогообложения доходов физических лиц.
Ключевые слова: налоговые льготы, налоговые преференции, налоговые вычеты, налоговые расходы, имущественный вычет, вычет на детей, налоговая система
JEL: E62, H20, H24
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-34-46

Подробнее ...

А. Б. Берберов, Н. С. Милоголов
Оценка масштабов проблемы размывания налоговой базы в России
Данная статья посвящена оценке масштаба размывания налоговой базы в России. Для достижения указанной цели авторами используется индикаторная методология оценки размывания налоговой базы, описанная в Отчете по Действию 11 Плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting). Расчеты основаны на данных ЦБ РФ, международных организаций и микроэкономических данных СПАРК. Результаты исследования показывают, что проблема размывания налоговой базы является существенной для Российской Федерации и требует адекватного ответа со стороны компетентных органов, в т. ч. путем имплементации в национальное законодательство рекомендаций ОЭСР в рамках Плана BEPS.
Ключевые слова: размывание налоговой базы, транснациональные компании, План BEPS, прямые иностранные инвестиции, эффективная налоговая ставка, долговая нагрузка, ОЭСР
JEL: H72, H76, H79
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-47-58

Подробнее ...

А. Д. Андряков
Условные бюджетные обязательства проектов ГЧП: международный опыт и российская практика
В статье рассматривается такой важный аспект механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), как условные бюджетные обязательства, которые возникают при его применении и могут в определенных обстоятельствах представлять угрозу бюджетной устойчивости. В мире накоплен обширный опыт учета и бюджетирования условных обязательств проектов ГЧП, разработаны международные рекомендации по этому вопросу. В России механизм ГЧП используется относительно недавно, и вопросы, связанные с условными бюджетными обязательствами проектов ГЧП, не являются пока предметом широкого обсуждения. Проведенное в работе сравнение российской практики с лучшим международным опытом показывает, что в настоящий момент в России все условные обязательства проектов ГЧП, за исключением государственных гарантий по долговым обязательствам частной стороны проекта, оказываются за рамками бюджетного процесса. Это лишь отчасти связано с недостатками бюджетного учета по кассовому методу, поскольку международный опыт предлагает широкий набор механизмов, позволяющих преодолеть эти недостатки.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, условные бюджетные обязательства, неявные бюджетные обязательства, бюджетный учет
JEL: H54, H43, H41
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-59-70

Подробнее ...

М. И. Куделич
«Фабрика проектного финансирования»: проблемы и риски для бюджета
Состоявшийся в начале 2018 г. запуск программы «Фабрика проектного финансирования» стал новым этапом в развитии проектного финансирования с государственной поддержкой в России. Вместе с тем правила программы создают неоправданный дисбаланс в принятии на себя государством высоких рисков проектного финансирования, которые по общему правилу неискаженной рыночной среды должны нести инвесторы. В связи с этим в настоящей статье рассматриваются ключевые признаки и особенности «Фабрики проектного финансирования», а также содержатся предложения по совершенствованию правил программы с целью повышения обоснованности расходов федерального бюджета и уменьшения рисков государства при реализации инвестиционных проектов в рамках «Фабрики».
Ключевые слова: «Фабрика проектного финансирования», федеральный бюджет, инвестиционный проект, специализированное общество проектного финансирования, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», субсидии, государственные гарантии
JEL: H54, H81
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-71-82

Подробнее ...

С. С. Лазарян, Н. Е. Герман
Прогнозирование текущей динамики ВВП на основе данных поисковых запросов
Оперативная оценка динамики основных макроэкономических переменных, в том числе ВВП, является необходимым условием для проведения эффективной экономической политики. В настоящей работе обосновывается рассмотрение данных, отражающих частоту поисковых запросов, в качестве полезного предиктора текущей динамики ВВП наряду с данными из официальной статистики. Мы проверяем, действительно ли эти данные помогают увеличить качество прогнозных моделей текущего ВВП России в рамках эксперимента в реальном времени. Для этого строятся конкурирующие динамические факторные модели двух классов: включающие поисковые данные и нет. Было получено, что добавление в модель данных о частоте поисковых запросов почти не меняет прогнозы факторных моделей, построенных на основе официальной экономической статистики. В то же время обе модели показали лучшее качество прогнозов в сравнении с AR(1)-моделью. Наконец, нами была предпринята попытка объяснить, с чем связана полученная на данных нерелевантность поисковых запросов для прогнозирования ВВП. Была выделена как фундаментальная причина, так и методологические проблемы, которые могли привести к подобному результату.
Ключевые слова:
прогнозирование, факторные модели, ВВП, новкасты, поисковые запросы, частотность данных
JEL:
C32, C53
DOI:
10.31107/2075-1990-2018-6-83-94

Подробнее ...

Б. И. Алехин
Размещение государственных облигаций сквозь призму микроструктуры рынка
Цель исследования, результаты которого изложены в настоящей статье, — проанализировать усилия Министерства финансов Российской Федерации по созданию ликвидного рынка облигаций федерального займа с использованием аукционов для концентрации государственного внутреннего долга в ключевых точках кривой доходности. Рассчитаны срочная структура и различные показатели динамики объема размещения. Для сравнения выбран итальянский аукционный «конвейер». Облигации с эталонными сроками обращения прочно утвердились в долговом портфеле министерства, но их размещение выглядит неравномерным в сравнении с «крайне регулярным, прозрачным и предсказуемым» размещением аналогичных бумаг в Италии. Эта неравномерность отрицательно сказывается на ликвидности рынка и стоимости заемных средств.
Ключевые слова: государственные облигации, эталон, размещение, аукцион, ликвидность
JEL: G14
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-95-108

Подробнее ...

К. В. Швандар, В. Ю. Черкасов
Наличные или платежная карта? Розничные платежи в Армении
В статье обсуждается проблема проникновения безналичных платежных инструментов на рынок розничных транзакций. Безналичные расчеты способствуют прозрачности транзакций. Ограничение допустимого размера оплаты розничных покупок наличными деньгами, имеющее примеры в мире, может облегчить противодействие транзакциям, за которыми скрываются преступная деятельность и уклонение от уплаты налогов. Однако основания ограничивать крупные наличные платежи убедительны тогда, когда безналичные инструменты глубоко проникли на рынок мелких транзакций. Платежные карты конкурируют с наличными деньгами по издержкам совершения платежей, а их конкурентоспособность зависит от величины взаимообменной комиссии эмитентов. В Армении ограничение допустимого размера платежа наличными деньгами было бы, возможно, рациональным шагом для сокращения теневой активности в экономике, но сначала безналичные платежные инструменты должны глубже проникнуть на розничный рынок. Идентификации препятствующих этому факторов и принятию оптимальных решений послужило бы проведение исследования издержек в платежной системе.
Ключевые слова: безналичные платежи, ограничение наличных платежей, издержки, взаимообменная комиссия, конкурентоспособность, Армения
JEL: E42, E51, H26, J33
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-109-119

Подробнее ...

М. Р. Зембатов
Развитие системы оценки регулирующего воздействия в Республике Армения
Управление государственными финансами и оптимизация бюджетных расходов как направление развития современной финансовой науки в последние десятилетия активно обогащаются подходами смежных научных дисциплин. Одним из направлений такого кросс-дисциплинарного взаимодействия стало исследование оценки регулирующего воздействия — системы методов прогнозирования и наблюдения финансово-экономических изменений, вызываемых внедрением нормативного регулирования экономически значимых сфер деятельности. В настоящем исследовании представлен обзор развития практик оценки регулирующего воздействия в Республике Армения. Предпринята попытка систематизации доступных в научной периодической печати сведений об организации оценки регулирующего воздействия в Республике Армения. Проведен сравнительно-правовой анализ прежнего (2002 г.) и обновленного в 2018 г. законодательства Республики Армения, регламентирующего деятельность по оценке регулирующего воздействия.
Ключевые слова: законодательство Республики Армения, оценка регулирующего воздействия, нормативный акт
JEL: H11, K00, P21
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-120-127

Подробнее ...

А. М. Марьясин
Методология признания убытков от обесценения нефинансовых активов
В данной статье рассматриваются ключевые различия между методологией признания убытков от обесценения активов, описанной в рамках Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) 36 «Обесценение активов», и аналогичной методологией, описанной в рамках федерального стандарта «Обесценение активов», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 259н. Специфика финансово-хозяйственного механизма сектора государственного управления РФ требует пересмотра ряда положений МСФО. Как следствие, не все процедуры, описанные в МСФО 36 «Обесценение активов», могут быть адаптированы для сектора государственного управления РФ.
Ключевые слова: МСФО, нефинансовый актив, обесценение активов, справедливая стоимость, возмещаемая стоимость, ценность использования, ЕГДП, гудвилл
JEL: M41
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-128-135

Подробнее ...

«Финансовый журнал» № 5(45) сентябрь-октябрь 2018

Е. Т. Гурвич, М. А. Иванова
Экономический эффект старения населения и пенсионных реформ
В статье оцениваются последствия старения населения для экономического роста и устойчивости пенсионных систем. Проведенный анализ показывает, что сокращение численности рабочей силы и снижение производительности труда в условиях значимого роста доли пожилого населения приводит к замедлению роста экономики и усилению нагрузки на государственный бюджет. Наиболее эффективным ответом на эти вызовы является увеличение пенсионного возраста, тогда как повышение ставки пенсионных взносов либо других налогов представляет собой худший вариант реакции. Этот вывод не зависит от особенностей экономики, типа пенсионной системы и фазы процесса старения. Однако повышение пенсионного возраста должно сопровождаться проведением политики, направленной на развитие человеческого капитала.
Ключевые слова: старение населения, пенсионная реформа, пенсионный возраст, экономический рост
JEL: H72, H76, H79
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-9-22

Подробнее ...

А. С. Ковалевская, С. И. Никулина
Государственные гарантии как инструмент распределения рисков инвестиционного проекта
Государственные гарантии, предоставляемые по инвестиционным проектам, — важный управленческий инструмент, способствующий привлечению инвесторов к финансированию общественно значимых проектов. Несмотря на многие преимущества, он сопряжен со значительными рисками для гаранта, поэтому вопросы управления рисками, связанными с гарантийными обязательствами государства, актуальны для многих стран, в том числе и для России, где уже давно назрела необходимость изменения существующего механизма гарантийной поддержки инвестиций. В настоящей статье описан опыт Бразилии и Индии в области предоставления государственных гарантий по инвестиционным проектам. Он особенно значим для России, поскольку обе страны являются ее партнерами по БРИКС и рассматриваются как наиболее привлекательные для размещения зарубежных инвестиций. Его полезно применить в России с точки зрения повышения защищенности государства как гаранта инвестиций и управления рисками инвестиционных проектов при принятии решений о выдаче гарантий. В статье анализируются особенности организации и управления государственными гарантиями в сфере государственно-частного партнерства, исследуются такие элементы системы государственного управления, как формирование гарантий-ных фондов защиты инвесторов от инвестиционных рисков и проведение оценки эффективности реализации инфраструктурных проектов. На основе проведенного анализа даются рекомендации по совершенствованию инструмента государственных гарантий в России.
Ключевые слова: государственные гарантии, инфраструктурные инвестиции, риски инфраструктурных проектов, гарантийные фонды, механизм гарантийной поддержки, условные обязательства, устойчивость бюджета
JEL: E62, H54
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-23-33

Подробнее ...

О. В. Богачева, О. В. Смородинов
Особенности проведения обзоров расходов в Ирландии: опыт для России
Решение задачи повышения эффективности бюджетных расходов и обеспечения их увязки с приоритетными целями государственной политики делает необходимым применение обзоров расходов как одного из инструментов управления общественными финансами. В настоящей статье подробно рассматривается опыт Ирландии по применению обзоров расходов, который отличается высоким уровнем организации их проведения — наличием действенной нормативной и методической базы, четким разделением ролей и полномочий участников, обязательной интеграцией разработанных предложений в проект бюджета, применением различных типов обзоров в зависимости от поставленных целей и задач. Авторы полагают, что эти особенности организации процесса подготовки обзоров расходов целесообразно использовать в Российской Федерации.
Ключевые слова: обзоры расходов, федеральный бюджет, нормативная и методическая база подготовки обзоров, базовые бюджетные расходы, меры экономии
JEL: H50, H61, H68
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-34-45

Подробнее ...

В. В. Климанов, А. А. Михайлова, В. А. Яговкина
Нормативно-правовое обеспечение открытости бюджета на региональном уровне в России
В статье анализируется, как в нормативных правовых актах и практической деятельности субъектов Российской Федерации используются такие понятия, как открытый (прозрачный) бюджет, бюджет для граждан, народный бюджет, инициативный бюджет и партисипаторный (партисипативный) бюджет. Приводятся примеры отражения данных терминов в нормативных правовых документах; рассматривается, каким образом указанные виды бюджетов соотносятся между собой, в частности, выявлено, что народный и инициативный бюджеты аналогичны по своему содержанию в нормативных актах регионов. Сделан вывод о том, что в настоящее время принцип открытости (прозрачности) бюджета нашел полное отражение в законодательных актах субъектов Российской Федерации и, таким образом, сформирована система открытого бюджета на всех уровнях государственного управления.
Ключевые слова: открытость бюджета, бюджет для граждан, партисипаторное бюджетирование, вовлечение граждан
JEL: H72, H76, H79
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-46-57

Подробнее ...

А. Л. Суслина, Р. С. Леухин
Работает ли налоговое стимулирование инноваций? Оценка эффективности в России и в мире
В данной статье на основе обзора исследований мы предприняли попытку ответить на вопрос — действительно ли налоговые инструменты сами по себе являются неэффективным способом стимулирования инноваций или же существуют препятствия, мешающие эффективности таких видов поддержки. В работе проводится сравнение налогового стимулирования с прямым финансированием инновационной деятельности; показано, что каждый из этих методов стимулирования исследований и разработок обладает своими преимуществами и недостатками. Также обсуждаются причины низкой востребованности налоговых льгот в России. Кроме того, рассматриваются ключевые характеристики благоприятной среды для инновационной активности. На основе проведенного анализа мы приходим к мнению, что от налоговых льгот не стоит отказываться, а также предлагаем возможные способы совершенствования налогового стимулирования в России: анализ эффективности льгот на уровне федеральных органов, введение инструмента «патентного окна», создание условий стимулирования инноваций физическими лицами и др.
Ключевые слова: налоги, льготы, стимулирование инноваций, государственная поддержка инноваций, эффективность налоговых стимулов
JEL: H2, H3, K34
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-58-69

Подробнее ...

С. С. Лазарян, Е. В. Майоров
Перспективы использования DSGE-моделей министерствами финансов: опыт мировых регуляторов
В статье анализируются особенности выбора экономико-математических моделей национальны- ми регуляторами и международными организациями. Изучение опыта широкой выборки мировых регуляторов позволяет сделать вывод, что большинство центральных банков используют модели класса DSGE. В то же время в министерствах финансах этот современный инструмент анализа экономической политики пока не получил широкого распространения, а основу модельного инструментария составляют макроэконометрические модели (ММ). Международные организации, такие как МВФ и ОЭСР, сохраняют приверженность как указанным выше классам моделей, так и ряду других. Для определения возможностей использования моделей класса DSGE в деятельности министерств финансов приводится обзор тех из них, которые в течение продолжительного времени применялись регуляторами в странах с развитой экономикой. Изучение этих моделей, а также эволюция подходов к их разработке в академической и прикладной сферах позволили сделать вывод, что данный класс моделей отвечает требованиям министерств финансов к набору решаемых ими задач в рамках реализации их мандата. В связи с этим текущие критерии выбора моделей для практической деятельности должны быть доработаны с учетом преимуществ моделей DSGE.
Ключевые слова: прогнозирование, макроэкономическое моделирование, макроэконометрические модели, модели общего равновесия, фискальная политика, критерии выбора моделей, DSGE-модели
JEL: E02, E60
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-70-82

Подробнее ...

А. И. Вотинов, М. А. Елкина
Фискальное стимулирование российской экономики: оценка в рамках простой DSGE-модели с фискальным блоком
Динамические стохастические модели общего равновесия (DSGE) приобрели широкую популярность в качестве гибкого инструмента анализа монетарной политики. На сегодняшний день все большую актуальность обретает их применение для изучения фискальной политики и ее влияния на экономическое развитие. В российской практике DSGE-модели с детальным учетом фискального сектора представлены мало. В рамках настоящего исследования была разработана и откалибрована DSGE-модель, на основе которой оценена эффективность таких фискальных мер, как увеличение государственного потребления и трансфертов населению. Также было проанализировано влияние механизма консолидации государственного бюджета и взаимосвязи между государственным и частным потреблением на величину фискальных мультипликаторов. Полученные результаты позволяют судить о чувствительности мультипликаторов к значениям некоторых параметров DSGE- модели российской экономики. Разработанная модель ляжет в основу дальнейшего исследования в рамках обозначенного направления.
Ключевые слова: налогово-бюджетная политика, DSGE-модель, фискальный блок, фискальный мультипликатор, консолидация бюджета
JEL: D58, E62
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-83-96

Подробнее ...

В. С. Уткин, А. А. Юрьева
Анализ основных проблем российского рынка микрофинансирования
В статье исследуется обоснованность подхода к микрофинансированию как инструменту социальной политики, с помощью которого можно бороться с социальным и финансовым неравенством, стимулировать самозанятость населения. Анализируется правовая специфика регулирования рынка микрофинансирования в зарубежных странах. Приводятся успешные примеры антиростовщического государственного регулирования сектора микрофинансов, которое в сочетании с государственными грантами позволяет финансировать социально незащищенные слои населения по ставке значительно ниже банковской. На основе изучения зарубежного опыта проводится анализ российского рынка микрофинансирования, выявляются насущные проблемы российского сектора микрофинансов, требующие безотлагательного решения, в частности вопросы применения регуляторного арбитража микрофинансовыми организациями и закредитованности населения России со стороны микрофинансовых организаций, и предлагаются меры по их устранению.
Ключевые слова: рынок микрофинансирования, микрофинансовые организации, государственное регулирование сектора микрофинансов, регуляторный арбитраж, закредитованность населения, микрокредит, микрозаем
JEL: G21, G28
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-97-107

Подробнее ...

М. Р. Пинская, О. А. Алавердян, Н. С. Милоголов
Совершенствование правил трансфертного ценообразования в Республике Армения
За последние два десятилетия трансфертное ценообразование (ТЦО) стало одной из самых важных международных налоговых проблем, с которыми сталкиваются транснациональные корпорации, работающие как в развитых, так и в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой. Законодательство о трансфертном ценообразовании часто связано с двойным налогообложением, высокими расходами на его соблюдение, принятием решений по усмотрению налоговых администраций (и, как следствие, повышенным уровнем неопределенности для налогоплатель-щиков), что может негативно сказаться на инвестиционном климате страны. Если при разработ-ке режима ТЦО в стране будут предприняты соответствующие шаги для решения этих проблем, отрицательные последствия могут быть смягчены. Новизна исследования состоит в проведении анализа законодательных новаций в области ТЦО в Республике Армения (стране с переходной экономикой), направленных на нивелирование негативных последствий от введения правил ТЦО для инвестиционного климата и максимизацию фискального эффекта на основе лучших мировых прак-тик и их применимости в условиях экономики переходного периода. В статье предлагаются меры по совершенствованию налогового законодательства Республики Армения в части правил ТЦО. Рассмотрена возможность использования биржевых котировок индикатора для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях определения трансфертных цен при сделках с товарами биржевой торговли (полезных ископаемых). Обосновано применение безопасных интервалов, выраженных в фиксированных отклонениях от ключевых ставок денежных рынков, для определения процентной ставки по сделкам внутригруппового финансирования.
Ключевые слова: налоговая политика, размывание налоговой базы, налог на прибыль организаций, трансфертное ценообразование, биржевые котировки, сопоставимые рыночные цены, ОЭСР
JEL: H25, H26
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-108-119

Подробнее ...

С. В. Криворучко
Криптовалюты и подходы к их регулированию
Органы монетарной политики практически во всех странах мира, независимо от уровня развития экономики и финансового рынка, оказались не готовы к появлению и бурному развитию цифровых валют и, в частности, к их виртуальной разновидности — криптовалюте. В статье проведен анализ подходов к трактовке понятия «криптовалюта» центральными банками разных стран, а также обоб-щены результаты научных исследований на эту тему, что позволило прийти к выводу о необходимости разработки системы государственного регулирования криптовалют на глобальном уровне. Наиболее обоснованной, с точки зрения автора, является трактовка цифровых валют как актива, что обусловлено неполноценностью этих финансовых инструментов в плане выполнения ключевых функций денег в классическом понимании. Автор отмечает значительный прогресс центральных банков в осознании природы и потенциала криптовалют, доминирующую тенденцию к усилению контроля и надзора в отношении этих финансовых инструментов, но в то же время значительное расхождение в разработке ограничительных или разрешительных мер. В статье сделан вывод о необходимости координации усилий центральных банков с правительствами, другими финансовыми органами и международными организациями, чтобы адекватно реагировать на развитие криптовалют как своеобразной финансовой инновации, не допуская нарушения правил здоровой конкуренции на рынке платежных услуг и не подвергая чрезмерному риску инвесторов.
Ключевые слова: цифровая валюта, виртуальная валюта, криптовалюты, деньги, центральный банк, денежно-кредитная политика
JEL: E41, E42, E51, E58
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-120-129

Подробнее ...

К. И. Алавердян, Р. А. Алексанян
Регулирование аудиторской деятельности в Республике Армения
В статье проведен сравнительный анализ существующих в международной практике моделей регулирования аудиторской деятельности. Выявлены основные различия между этими моделями. Отмечено, что в Республике Армения на данный момент действует модель государственного регулирования аудиторской деятельности. Также представлена разделенная на пять основных уровней нормативно-правовая система Республики Армения, регулирующая аудиторскую деятельность. При помощи ряда аналитических инструментов оценена эффективность действующей в Армении системы регулирования этой сферы.
Ключевые слова: аудиторская деятельность, государственное регулирование, общественное регулирование, смешанная модель регулирования
JEL: M42, M48
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-130-135

Подробнее ...

 

«Финансовый журнал» № 4(44) июль-август 2018

Э. Н. Акопян, Н. Н. Карапетян
Как обеспечить устойчивость государственного долга и реагировать на экономические циклы?
Модернизация фискальныхправил в Армении
В статье обсуждается мировой опыт в отношении фискальных правил и их теоретические основы, проблемы налогово-бюджетной политики Армении, модернизация фискальных правил в Армении и направления их дальнейшего усовершенствования. Мы рассматриваем реформы фискальных правил, происходящие в сфере налогово-бюджетной политики Армении, как принципиальное изменение логики политики, поскольку новыми правилами задается цель существенно увеличить роль фискальной политики, с одной стороны, для обеспечения стабильности государственного долга, а с другой — для реагирования на экономические циклы.
Ключевые слова: фискальные правила, «золотое правило» государственных финансов, устойчивость государственного долга, экономические циклы, экономический рост, текущие и капитальные расходы
JEL: E62, E32, G28, H62, H63
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-10-20

Подробнее ...

С. С. Лазарян, М. А. Елкина
Оценка мультипликатора государственных расходов в Республике Армения
Данная статья посвящена оценке мультипликатора государственных расходов в Республике Армения. Оценка осуществляется в рамках SVAR-модели с использованием данных за 2004–2017 гг. Согласно полученным результатам, максимальное значение фискального мультипликатора наблюдается сразу после дискреционного изменения фискальной политики. В момент шока государственных расходов оценка значения фискального мультипликатора равна 3, при этом нижней границе 95-процентного доверительного интервала соответствует значение фискального мультипликатора, равное 0,8. В среднесрочном периоде влияние шока государственных расходов на ВВП фактически отсутствует. Данные результаты говорят о высоком стабилизационном потенциале фискальной политики страны в части управления государственными расходами. Полученные оценки не противоречат значениям мультипликатора государственных расходов, полученным в рамках других исследований фискальных мультипликаторов в Республике Армения.
Ключевые слова: мультипликатор государственных расходов, фискальный мультипликатор, государственные расходы, фискальная политика, SVAR-модель
JEL: E62, E63, H50
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-21-31

Подробнее ...

О. А. Алавердян, Н. Р. Аветисян
Армения и современные вызовы международного налогового сотрудничества
Сегодня большая часть капитала направляется в те страны, где для него созданы благоприятные условия, а именно: применяются низкие налоговые ставки и существуют специальные налоговые льготы. Таким образом происходит отток капитала из неофшорных зон в низконалоговые и офшорные юрисдикции, что рассматривается как недобросовестная налоговая конкуренция. Проблема еще ярче выражена в развивающихся странах, так как национальные налоговые органы зачастую не имеют инструментов для эффективной борьбы с практиками уклонения от уплаты налогов. Для решения вышеупомянутых проблем Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и «Группа двадцати» объединили свои усилия, создав новые стандарты для налогового контроля (Глобальный форум ОЭСР), а также разработали новые правила, направленные на обеспечение соответствия мест генерации прибыли и их налогообложения, повышение предсказуемости, прозрачности и гибкости международной налоговой среды. В статье проанализирована деятельность Правительства Республики Армения по созданию налоговой системы, соответствующей современным тенденциям международного налогового сотрудничества.
Ключевые слова: международное налоговое сотрудничество, искажение налогооблагаемой базы и перемещение прибыли, Глобальный форум, стандарт прозрачности налогообложения, бенефициарный собственник
JEL: F38, H26
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-32-37

Подробнее ...

М. Р. Пинская, Н. С. Милоголов, С. Ф. Адамян
Злоупотребление налоговыми соглашениями: анализ рисков на макроуровне (на примере Республики Армения)
В данной статье представлен анализ внутреннего налогового законодательства Республики Армения и основных стран — инвесторов в Армению, а также налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения между Республикой Армения и основными странами-инвесторами. Целью такого анализа является выявление наиболее рискованных с точки зрения потенциала злоупотребления налоговыми выгодами международных соглашений. Кроме того, в статье приводятся возможные правовые подходы, направленные на противодействие получению необоснованных налоговых выгод в соответствии с международными соглашениями, в частности, тест основной цели, правило ограничения льгот и концепция фактического права на доход. Проанализирован международный опыт выработки критериев оценки необходимых условий для получения выгод согласно налоговым соглашениям. Данные подходы могут быть использованы при развитии международной налоговой политики в Республике Армения с целью защиты ее суверенной налоговой базы и обеспечения ясных и устойчивых условий ведения бизнеса для иностранных инвесторов.
Ключевые слова: злоупотребление налоговым соглашением, налоговая политика, налог на прибыль, фактическое право на доход, тест основной цели, ОЭСР, размывание базы
JEL: H25, H26
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-38-52

Подробнее ...

К. Р. Тамазян, А. Е. Джангирян
Накопительная пенсионная система Армении: история становления
В статье рассматривается пенсионная система Армении, в частности накопительная пенсионная система, ее история и необходимость ее введения. Анализируется международная практика таких стран, как Перу и Чили, которые выбрали частную пенсионную систему. Кроме того, проводится сопоставление «частных» и «государственных» пенсий с учетом возможных альтернатив частной пенсионной системе. В статье представлен краткий обзор того, как работает накопительная пенсионная система в Армении, а также данные по активам под управлением пенсионных фондов и их распределению.
Ключевые слова: Армения, пенсионная система, накопительная пенсионная система, пенсионные паи, управляющий пенсионными активами
JEL: G20, H55, J26
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-53-61

Подробнее ...

В. Ю. Черкасов, Ю. А. Маклакова
Долларизация в Армении: структурные причины и эволюция денежно-кредитной политики
В статье рассматривается финансовая долларизация — одна из отличительных черт экономики Армении. За время валютного суверенитета страна систематически проводила политику, направленную на дедолларизацию. Были применены различные традиционно рекомендуемые средства, включая законодательные меры, стабилизацию внутренних цен, дифференциацию нормативов обязательных резервов и гарантий по вкладам. Тем не менее уровень долларизации остается высоким. В статье проанализированы ее структурные причины (трудовая миграция, диаспора, устойчивый внешнеторговый дефицит). От структурных изменений в экономике зависит результативность денежно-кредитной политики в Армении, проводимой в рамочном формате таргетирования инфляции; ее расширенное описание также приведено в статье. Сделан вывод, что адресные меры по дедолларизации должны быть подкреплены системной политикой повышения конкурентоспособности экономики Армении в рамках действующей среднесрочной программы национального развития.
Ключевые слова: Армения, долларизация, структурные причины, центральный банк, валютный курс, денежно-кредитная политика, инструменты, нормативы обязательных резервов
JEL: E52, F31
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-62-75

Подробнее ...

М. И. Куделич, А. В. Хачатрян
Участие финансовых органов Республики Армения в процессах государственно-частного партнерства
В статье рассматриваются вопросы обеспечения взаимосвязи между бюджетным процессом и государственно-частным партнерством (ГЧП) в условиях его внедрения в Республике Армения и формирования соответствующей нормативно-правовой базы. В статье содержатся рекомендации по сквозной процедуре участия финансовых органов республики на всех этапах проекта ГЧП: от подготовки и обоснования до мониторинга и оценки эффективности по итогам его реализации. Рекомендации подготовлены на основе лучших международных практик обоснования и структурирования проектов ГЧП и направлены на оптимизацию бюджетных расходов, организацию надлежащей бюджетной и иной ресурсной обеспеченности проектов ГЧП, повышение обоснованности предложений по финансовому обеспечению различных форм участия публичного партнера в проектах ГЧП за счет средств государственного (местного) бюджета Республики Армения.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, бюджетные расходы, Республика Армения, обязательства государства по проекту ГЧП, финансовое обеспечение, формы участия публичного партнера в ГЧП
JEL: L32, H57, H61
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-76-89

Подробнее ...

И. А. Яковлев, К. В. Швандар
Финансовый рынок Армении: развитие, современное состояние и перспективы
В настоящей статье поставлена цель показать картину современного устройства финансового рынка Армении, дать краткое описание пройденного исторического пути его развития, рассказать, как разрешались возникавшие на нем трудности и какие проблемы все еще требуют решения. Банковская система страны демонстрирует высокие показатели достаточности капитала и ликвидности, создана отвечающая лучшим мировым образцам инфраструктура организованного рынка для торговли финансовыми активами. Однако объем банковских кредитов экономике пока еще не достигает 50 % ВВП; показатели капитализации рынка акций и оборота корпоративных облигаций невелики. Увеличению вклада финансового рынка в национальное экономическое развитие Армении способствовало бы повышение роли рынка ценных бумаг, прежде всего корпоративных облигаций. Совместными усилиями государства и рынка сделано уже многое для развития торгово-депозитарного блока, усовершенствования нормативно-правовой базы, расширения состава инвесторов. В заключительной части статьи приводятся предложения о существенных элементах дальнейшей работы по развитию фондового рынка в Армении.
Ключевые слова: Армения, финансовый рынок, банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные услуги, биржа, акции, облигации
JEL: G20, G21, G22, G23, N25
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-90-102

Подробнее ...

К. И. Алавердян, Р. А. Алексанян, С. А. Табалина
Международный опыт составления консолидированных финансовых отчетов в общественном секторе
В статье представлен анализ требований международных стандартов к составлению консолидированных отчетов в общественном секторе. Отмечается, что государства заинтересованы в составлении консолидированных отчетов по разным международным стандартам, основные из которых — Руководство по статистике государственных финансов (СГФ) МВФ и Международные стандарты финансовой отчетности организаций общественного сектора (МСФО ОС). Рассматриваются подходы, используемые в ряде стран к составлению такой отчетности. Сделаны выводы о том, что в практике некоторых стран используется подход, позволяющий соблюдать требования как Руководства по СГФ, так и МСФО ОС. В ряде стран требования, аналогичные требованиям МСФО ОС, закреплены в национальном законодательстве. Большинство стран, в том числе Республика Армения и Российская Федерация, используют поэтапный переход к составлению консолидированных финансовых отчетов в общественном секторе.
Ключевые слова: консолидированная финансовая отчетность, общественный сектор, Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС), общественные финансы
JEL: H83, M48
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-103-114

Подробнее ...

Э. А. Мкртчян, С. А. Аросян, Г. А. Акопян
Ключевые аспекты внедрения программного бюджетирования в мире и в Республике Армения
Статья посвящена одной из наиболее распространенных реформ системы управления государственными финансами развивающихся стран — внедрению бюджетирования, ориентированного на результат (Performance Budgeting). Целью реформ бюджетирования, ориентированного на результат, является переход от стандартных видов бюджетной классификации к формированию бюджетных программ с четкой фиксацией целей их реализации и ожидаемых результатов, осуществляемый для повышения операционной эффективности бюджетного процесса и степени ответственности за соответствие фактически достигнутых результатов запланированным. В Армении первоначальные работы по внедрению программного бюджетирования были реализованы начиная с 2003 г. В течение 2005–2017 гг. неоднократно пересматривались и совершенствовались соответствующие концептуальные и методические положения, применяемые подходы и инструментарий бюджетного процесса.
Ключевые слова: программное бюджетирование, бюджетные реформы, бюджетирование, ориентированное на результат, улучшение приоритетов расходов, мониторинг исполнения, бюджетный процесс, цели и результаты, подотчетность, прозрачность
JEL: H11, H50, H61
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-115-120

Подробнее ...

И. В. Никонов, А. И. Вотинов
Анализ перспектив развития экономики Армении с применением теории экономической сложности
В статье анализируются перспективы экономического развития Республики Армения. Методологической основой для исследования послужила теория экономической сложности, существенный вклад в развитие которой внесли Р. Хаусманн, Ц. Идальго и другие современные экономисты. С использованием их подходов был рассчитан индекс экономической сложности для Армении и произведено сравнение с другими странами по данному показателю. Было определено, как развитие различных секторов экономики повлияет на сложность производственной структуры армянской экономики. Полученные результаты указывают на то, что по уровню экономической сложности Армения опережает отдельные государства — члены ЕАЭС и некоторые граничащие с ней страны. Наиболее весомый вклад в создание потенциала для долгосрочного экономического роста в Армении могут внести отрасли обрабатывающей промышленности, однако их развитие требует создания необходимых условий.
Ключевые слова: экономическая сложность, экономика Армении, экономический рост, национальный доход, диагностика роста, сравнительное конкурентное преимущество, модель Балассы, конкурентоспособность экономики
JEL: F43, O11, O47
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-121-131

Подробнее ...

Г. Г. Геворгян, Л. Р. Фарманян
Минфин Армении: история становления и международное сотрудничество


Подробнее ...

 

 

 

 

 

 

 

«Финансовый журнал» № 3(43) май-июнь 2018

И. А. Яковлев, Л. С. Кабир
Механизм финансирования «зеленых» инвестиций как элемент
национальной стратегии финансирования устойчивого развития
«Зеленые» инвестиции сегодня рассматриваются Правительством России и как инструмент решения экологических проблем, и как фактор экономического роста. Но до настоящего времени процесс перехода к «зеленой» экономике еще явно не определяется, поскольку не завершена настройка национального механизма финансирования «зеленых» инвестиций. В настоящей статье описываются результаты исследования распространенности в национальной деловой среде идей «зеленого» роста и в практике национальных компаний — «зеленых» инвестиций. Для анализа был собран массив данных, представленных на официальных сайтах 253 крупнейших национальных компаний. Помимо эмпирических данных изучены документы национального стратегического планирования на предмет отражения в стратегиях развития отраслей и территорий идей и принципов «зеленой» экономики, а также руководящие принципы, разрабатываемые глобальными институтами. В результате выявлена проблемная ситуация: низкий уровень «зеленых» инвестиций российского бизнеса обусловлен в том числе отсутствием четкой понятийной базы и правил. Решение проблемы лежит в плоскости достижения общественного согласия в отношении того, какие секторы национальной экономики следует признать приводящими к устойчивому развитию, а какие, наоборот, к неустойчивому.
Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивые финансы, «зеленая» экономика, «зеленые» инвестиции, механизм финансирования «зеленых» инвестиций, стратегия финансирования устойчивого развития, приоритет, российские компании
JEL: O44, Q32, B00
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-9-20

Подробнее ...

М. Ю. Андреев, А. В. Полбин
Влияние фискальной политики на макроэкономические показатели в DSGE-моделях
В статье рассматриваются теоретические работы по анализу влияния госрасходов на конечное потребление товаров и услуг и других инструментов фискальной политики на основные макроэкономические показатели в контексте динамических стохастических моделей общего равновесия. Изучаются каналы влияния фискальных инструментов как в неоклассических моделях общего равновесия с гибкими ценами, так и в неокейнсианских моделях, в которых денежно-кредитная политика нетривиально влияет на величину фискального мультипликатора. Анализируются особенности проведения фискальной политики в условиях ловушки ликвидности, когда номинальные процентные ставки находятся на нулевой нижней границе, что может кардинальным образом изменить выводы об эффективности альтернативных мер фискальной политики. В данной экономической ситуации наиболее эффективными оказываются меры, направленные на стимулирование агрегированного спроса, стимулирование же агрегированного предложения (например, снижение искажающих налогов на производство) может оказать пагубное воздействие на экономическую активность.
Ключевые слова: общее равновесие, DSGE-модели, неокейнсианские модели, фискальная политика, фискальный мультипликатор, ловушка ликвидности, фискальная консолидация
JEL: D58, E47, E62, E63
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-21-33

Подробнее ...

О. В. Буклемишев, Д. Л. Михайлов, В. В. Соловьев, И. Г. Фетисов
Эффективность законодательных ограничений долговой нагрузки регионов России
За последнее десятилетие долговое бремя региональных властей заметно выросло. В работе на основе анализа показателей бюджетов субъектов Федерации и структуры их государственного долга формулируются подходы по корректировке и развитию системы показателей, ограничивающих бюджетный дефицит, уровень долга и заимствований регионов. В частности, предлагается отказаться от использования плановых бюджетных показателей, а также изменить базу расчета предельного объема расходов на обслуживание государственного долга субъекта Федерации.
Ключевые слова: субфедеральные финансы, региональный долг, долговая нагрузка, долговая устойчивость
JEL: H71, H72, H74, H77
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-34-48

Подробнее ...

Н. А. Бегчин, О. В. Богачева, О. В. Смородинов
Обзоры расходов как инструмент управления общественными финансами в странах ОЭСР: теоретический аспект
В период после глобального финансового кризиса 2007–2008 гг. роль обзоров расходов в странах ОЭСР существенно возросла. Из элемента системы оценки эффективности и результативности государственных программ они превратились в самостоятельный инструмент в управлении общественными финансами. Многие страны стали использовать такие обзоры как для идентификации неэффективных расходов и государственных программ, так и в целях перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с приоритетами государственной политики в среднесрочной перспективе. В статье рассматривается современная трактовка этого понятия, приводится классификация обзо-
ров расходов, анализируются организационные модели планирования и проведения обзоров расходов, обобщается их структура. Авторы исследуют условия, необходимые для успешного проведения обзоров расходов, включая институциональные условия и требования к информационной базе.
Ключевые слова: общие и выборочные обзоры расходов; стратегический обзор; фискальные меры; инструмент среднесрочного планирования расходов; бюджетирование, ориентированное на результат; глобальный финансовый кризис
JEL: H50, H61, H68
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-49-63

Подробнее ...

Н. Н. Сисигина
Проблемы перехода к модели диспетчера в здравоохранении
Регулирование доступа к специализированной медицинской помощи принято рассматривать как действенный инструмент сдерживания расходов на здравоохранение. Однако на практике реформы доступа в развитых системах общественного здравоохранения часто не достигают запланированных результатов. В статье представлен обзор структуры и итогов крупнейших национальных программ реформирования доступа к медицинской помощи европейских стран. На основе собранных данных выделены ключевые факторы, определяющие успешность применения модели диспетчера. Предложены перспективные направления совершенствования реформы модели доступа, осуществляемой в настоящий момент в России.
Ключевые слова: доступность медицинской помощи, модель диспетчера, регулируемый доступ к медицинской помощи, сдерживание роста расходов на здравоохранение
JEL: I18
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-64-77

Подробнее ...

А. В. Княгинин
Влияние интерпретации антимонопольного законодательства на признание фирм вступившими в молчаливый сговор
Исследование посвящено оценке влияния интерпретации норм антимонопольного права на решение суда о соответствии поведения фирм молчаливому сговору. В первой части работы молчаливый сговор рассматривается в качестве экономической модели, после чего описывается подход к его регулированию на практике в российском законодательстве. Далее проведен анализ содержания по выборке судебных дел, в которых в молчаливом сговоре были заподозрены фирмы розничного топливного рынка, в результате чего определены основные эффекты интерпретации норм на решение суда. Делается вывод, что сформулированные в законе термины при определенных обстоятельствах делают исход дела зависящим от субъективного мнения суда по поводу их интерпретации, а также порождают ряд других систематических непредусмотренных в законе эффектов, которые могут приводить к снижению общественного благосостояния.
Ключевые слова: молчаливый сговор, антимонопольное законодательство, топливный рынок, общественное благосостояние, ошибки I и II рода
JEL: K21, L41
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-78-89

Подробнее ...

Е. М. Гутцайт
Проверка способности аудируемых лиц продолжать свою деятельность как инструмент
выявления повышенной вероятности их банкротства
В статье рассматривается связь банкротства экономических субъектов с ошибками аудиторов при проверке справедливости допущения непрерывности деятельности этих субъектов. Показывается, что задачу проверки справедливости этого допущения можно классифицировать как частный случай задачи прогнозирования развития экономических субъектов. Анализируется смысл понятия «непрерывность деятельности». Трактуются с позиций общей теории принятия решений в условиях неопределенности возможные ошибки аудитора при проверке справедливости указанного допущения, анализируются последствия таких ошибок. Исследуются различные трудности, возникающие при проверке способности экономического субъекта непрерывно продолжать свою деятельность, и даются рекомендации по их преодолению.
Ключевые слова: аудиторская организация, банкротство, допущение, индивидуальный аудитор, международный стандарт аудита, непрерывность деятельности, сомнение, экономический субъект
JEL: M42
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-90-98

Подробнее ...

В. А. Малышенко
Методика управления величиной собственного капитала в целях долгосрочной финансовой устойчивости предприятия
Статья посвящена поиску путей преодоления проблемы искажения оценки финансового состояния предприятия в долгосрочном аспекте. Данная проблематика у санаторных предприятий Крыма связана с последствиями завышения стоимости необоротных активов и собственного капитала для формирования годового финансового результата. Предложенный инструмент отталкивается от оригинального механизма управления величиной амортизационных отчислений и связанного с ним уровня конечного финансового результата. Данный механизм регулирует достижение оптимального значения величины как собственного капитала, так и собственных оборотных средств. Также достигается комплексность воздействия на ключевые объекты финансового управления (прибыль, капитал, денежный поток) в единой модели. Методическая разработка может быть полезна для предприятий санаторно-курортного комплекса Крыма и других предприятий сферы курортных услуг.
Ключевые слова: моделирование, комплексный подход, финансовый коэффициент, собственный капитал, финансовая устойчивость
JEL: M49
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-99-110

Подробнее ...

Э. В. Батанов
Расчеты банковскими картами и переход на платежную систему «Мир» в Калининградской области
В связи с нарушением платежного суверенитета Российской Федерации, связанного с прекращением обслуживания банковских карт Visa и Mastercard в российских кредитных учреждениях, сложилась неблагоприятная ситуация для финансовой системы страны, угрожающая ее экономической безопасности. Объектом исследования является национальная платежная система «Мир» и ее внедрение на территории Калининградской области. Предмет исследования — рынок банковских платежных карт Калининградской области и переход расчетов работников бюджетной системы региона на национальную платежную систему «Мир» как альтернативу иностранным платежным системам.
Ключевые слова: международные платежные системы, национальная платежная система, платежная карта «Мир», Калининградская область
JEL: G35
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-111-120

Подробнее ...

Г. Ф. Биглова
Социализация экономики: от проблемы собственности до гуманизации труда
В статье актуализируется проблема развития социальных принципов в экономике. В качестве обязательного этапа формирования социально ориентированной экономики предлагается выделить процесс социализации экономических отношений, который базируется на трех основных направлениях: социализация отношений собственности, снижение социальной дифференциации, гуманизация труда. Также выдвигается предположение о невозможности стимулировать научно-технологический процесс без должного уровня социализации экономики. В качестве причины невозможности преобразования трудового потенциала национальной экономики в высокопроизводительный инновационный труд предложено рассматривать ухудшение как условий труда, так и уровня его оплаты при всеобщем его отчуждении по причине неразвитости коллективных и ассоциированных форм собственности на предприятиях.
Ключевые слова: социализация экономики, социальная экономика, отношения собственности, гуманизация труда, условия труда, финансовая основа
JEL: H5, J3, J4
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-121-130

Подробнее ...