Как изменение ставки НДС повлияет на жизнь людей и бизнес? Ожидать ли существенное повышение цен? Увеличится ли теневой сектор экономки?

Повышение ставки НДС является частью комплексной налоговой реформы. Цели повышения ставки по НДС с 18% до 20% состоят в следующем: (1) через повышение НДС собрать дополнительные доходы (более 600 млрд. руб.) в федеральный бюджет для увеличения расходов, в т.ч. социальных и вложений в инфраструктуру, что должно привести к более качественному экономическому росту в будущем; (2) через снижение порогов для ускоренного возмещения НДС, отмену налога на движимое имущество и фиксацию ставки пенсионных страховых взносов смягчить дестимулирующее влияние налогов на развитие бизнеса. При этом сохранена льготная ставка по НДС (для продуктов питания, детских товаров, книг и др.).

Повышение НДС – результат выбора из множества альтернатив, если взять за данность необходимость увеличения бюджетных расходов в человеческий капитал при сохранении текущего уровня по прочим статьям бюджетных расходов. Необходимость увеличения расходов «в человека» не вызывает сомнений и подкреплено как множеством экспертных исследований. То есть дискуссия не о целях, а о способах найти деньги, вариантов которых обсуждалось множество: от смягчения бюджетного правила до введения налога с продаж и повышения ставки НДФЛ.

Выбранный способ является в целом административно простым решением, которое вызовет минимальные негативные последствия. Во-первых, НДС невидимый для потребителя налог, во-вторых, ФНС преуспела в его администрировании с помощью современных технологий, в-третьих, НДС относительно нейтральный для бизнеса налог, бремя которого может быть перенесено на потребителя и который минимально искажает конкуренцию. При этом также не произойдет резких негативных краткосрочных эффектов, например, скачка инфляции на социально значимые товары в силу сохранения льготной ставки. Смягчающим фактором для экономики является параллельное снижение налоговых издержек для бизнеса путем отмены налога на движимое имущество. При этом произойдет перераспределение доходов из региональных бюджетов, получающих налог на движимое имущество, в федеральный, куда идет НДС, т.е. усиление централизации. Снижение порогов по возмещению НДС сыграет на руку относительно крупному бизнесу и позволит ему с меньшими издержками управлять оборотными средствами, что минимизирует эффект повышения ставки.

НДС – косвенный налог с широкой базой на все потребление внутри границ России, который включается в цену товаров и услуг. В силу косвенной природы его экономическое бремя переносится на конечного потребителя, а бизнес выступает лишь «агентом», перечисляющим налог в бюджет пропорционально ценности добавляемой на его уровне цепи создания стоимости. При неизменном уровне ставок бизнес несет издержки от НДС в основном за счет отвлечения оборотного капитала и затрат на соблюдение требований законодательства. При этом повышение НДС приведет к изменению рыночного равновесия. Дополнительный НДС вклинится между ценой продавца и ценой покупателя и далее силы рынка уже решат, кто из них должен «потесниться» в силу появления налога. В более конкурентных отраслях бизнес может снизить свою маржу, чтобы не поднимать цены (в России это прежде всего розничная торговля, текстильное производство, сектор услуг, кроме финансовых, строительный сектор), а в менее конкурентных отраслях цены увеличатся пропорционально повышению налога. Эффект будет менее значимым для видов деятельности, не входящих в периметр российского НДС, например, экспортеров, работающих в основном на зарубежных рынках и поставщиков финансовых услуг, хотя косвенно затронет и их.

В любом случае, в результате повышения налога роль государства в российской экономике увеличивается. Государство производит дополнительные общественные блага при этом сузив возможности для потребления населения и получения прибыли бизнесом, т.е. увеличивает свое участие в рыночном механизме перераспределения средств внутри экономики.

Налоговые издержки выхода «из теневой экономики» также увеличатся при росте ставки НДС, что снизит желание малого и среднего бизнеса работать в «белом» поле. Это связано с тем, что, хотя значительная часть предприятий малого и среднего бизнеса и применяют упрощенную систему налогообложения, тем не менее, они могут закупать товары и услуги у поставщиков с НДС, что увеличивает себестоимость их продукции.

Milogolov2

Милоголов Николай — Старший научный сотрудник Центра налоговой политики Научно-исследовательского финансового института (НИФИ)