НИФИ провел круглый стол по корпоративной социальной ответственности в рамках КЭФ-2018

В рамках деловой программы XV Красноярского экономического форума «Россия 2018-2024: реализуя потенциал» 13 апреля состоялся круглый стол «Эффективная корпоративная социальная ответственность сегодня», организаторами которого выступили Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) Минфина России и Правительство Красноярского края. Модерировали сессию Председатель правления Национальной ассоциации агентств инвестиций и развития Сергей Беляков и руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ Олеся Феоктистова.

Круглый стол был посвящен вопросам роли и места бизнеса в реализуемой государством социальной политике, а также эффективности реализации корпоративных социальных программ. В дискуссии приняли участие как представители исполнительных органов государственной власти Иркутской области и Красноярского края, так и представители бизнеса и экспертного сообщества.

Работу круглого стола открыла своим выступлением Олеся Феоктистова, в ходе которого рассказала о результатах проводимой НИФИ работе в направлении изучения мер социальной поддержки, реализуемых на государственном региональном и федеральном уровнях, а также частными структурами. Опираясь на открытую информацию о мерах социальной поддержки со стороны частных компаний, получилось «условно сгруппировать меры по четырем направлениям, по которым оказывается поддержка» - рассказала Олеся:

  1. Социально ответственное регулирование вопросов труда, занятости и производственных отношений: социально ответственное реструктурирование; политика оплаты и мотивации труда, включая предоставление возможностей получения образования и повышения квалификации; промышленная безопасность, охрана труда и окружающей среды; социальная политика в отношении молодых работников, а также в отношении заслуженных работников и высококвалифицированных специалистов.
  2. Корпоративное социальное страхование: добровольное медицинское страхование (работников и членов их семей); негосударственное пенсионное обеспечение; корпоративные системы личного страхования.
  3. Социальная поддержка отдельных категорий работников: неработающих пенсионеров и неработающих инвалидов; работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; семей работников, в том числе малообеспеченных семей, многодетных семей, семей с детьми и инвалидами.
  4. Повышение качества условий труда и жизни работников и их семей: охрана здоровья (работников и членов их семей), дополнительные дни отдыха и отпуска; оздоровление, спорт, физкультура и организация досуга и отдыха; жилищная политика.

В своем выступлении она отметила, что архитектура мер социальной поддержки частных компаний если не аналогична, то во многом повторяет архитектуру мер социальной поддержки государства. В качестве целевых групп используются одни и те же категории граждан, встречаются идентичные меры поддержки (многими компаниями предусмотрены дополнительные выплаты к детским пособиям по уходу за ребенком до 1,5 лет и с 1,5 до 3 лет, а также доплаты к пособию по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами), используются одинаковые механизмы и формы предоставления мер (выплаты (компенсации, пособия, кредиты и т.п.), натуральные льготы и услуги и т.п.). В связи с этим возникает вопрос, «имеет ли смысл развести полномочия между бизнесом и государством или же, наоборот, они должны идти нога в ногу и каким-то образом дополнять друг друга».

kso1

Со стороны органов государственной власти в обсуждении приняли участие Министр экономического развития Иркутской области Евгений Орачевский и Первый заместитель Министра экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края Михаил Бершадский. В своем выступлении представитель Иркутской области подробно рассказал о возможных формах сотрудничества государства и бизнеса в части совместной реализации различных социальных программ и мероприятий. В частности, он отметил, что наиболее распространенная форма взаимодействия – заключение соглашений между бизнесом и регионом или между бизнесом и органом местного самоуправления. В свою очередь, Михаил Бершадский подробно остановился на опыте компании «Норильский никель» в части совместной с государством реализации социальных программ и мероприятий, в том числе в сферах строительства жилья и иной инфраструктуры. Он отметил, что в регионе существует достаточно широкая практика взаимодействия с компаниями. «Есть практика, когда в условиях Арктики реализуются программы по переселению жителей с севера на юг. Здесь лидер компания «Норникель». Есть характерные для севера программы поддержки коренных малочисленных народов. Такие программы есть у нефтяных, газовых компаний. У всех, кто работает на Севере» - добавил Бершадский.

Со стороны бизнеса опытом по реализации корпоративных социальных программ поделились начальник управления благотворительных программ департамента социальной политики ПАО ГМК «Норильский никель» Игорь Сухотин и управляющий по корпоративным вопросам региона Сибирь и Дальний Восток ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Дмитрий ШарковИгорь Сухотин в своем выступлении остановился на растущих запросах по улучшению городской среды со стороны горожан. Чтобы привлекать молодежь, нужно предоставить все блага цивилизации, в том числе и доступ к Всемирной сети Интернет. «Норникель» в прошлом году завершил глобальный проект по прокладке в Норильск оптико-волоконной линии связи. Как отметил Сухотин, это необходимо и городу, и компании. Кроме этого, для улучшения городской среды вместе с администрацией города создано агентство развития Норильска – институт, который призван менять жизнь и среду в городе. Со слов Игоря Сухотина лозунг компании - «уход от патернализма к партнерству». Как у градообразующего предприятия у «Норникеля» ответственности перед городом и, прежде всего, перед жителями гораздо больше, чем у других. Дмитрий Шарков отметил, что любой реализуемый социальный проект должен быть, в первую очередь эффективным: «Для того, чтобы реально быть социально эффективным, бизнесу необходимо выстроить четкую и устойчивую систему взаимодействия, своего рода треугольник: бизнес, некоммерческий сектор, местные органы власти».

Руководитель Школы корпоративных социальных стратегий и устойчивого развития Московской международной высшей школы бизнеса Светлана Герасимова обобщила сказанное экспертами, рассказала о международных стандартах и составляющих корпоративной социальной ответственности. Эксперт добавила, что «корпоративная социальная ответственность работает в интересах бизнеса и у них есть свои приоритеты, и они должны выстраивать свои программы из принципа существенности, то, что для их бизнеса значимо и для их бизнес-модели имеет значение». Также Светлана обратила внимание на важность дополнительного образования «всем менеджерам в стране надо учиться и государственным менеджерам, и менеджерам корпораций». И добавила, что «под час социальными проектами бизнес управляет эффективнее, чем государство. И с точки зрения прозрачности и с точки зрения качества менеджмента есть чему поучиться государству у бизнеса в этом направлении». Государство же, с ее точки зрения, должно задавать правила игры, обозначить приоритеты, а также мотивировать бизнес, поощряя лучших и подстегивая худших.

В продолжение экспертного комментария Светланы Герасимовой руководитель направления «Корпоративное гражданство» компании «IBM Россия» Ирина Ефремова-Гарт поделилась информацией о существовании конкурса «Лидер корпоративной благотворительности», который позволяет выявлять лучшие направления и формы благотворительного инвестирования. В частности, эксперт дала высокую оценку развитию данного направления в России. Так, она отметила, что «если в США пожертвования бизнеса на благотворительность составляют менее 5%, то в России данная цифра намного больше».

Подводя итоги круглого стола, Сергей Беляков отметил, что по результатам дискуссии многие вопросы получили ответы и многие вещи стали очевидными. «Говоря о корпоративной социальной ответственности нужно говорить не о приоритетах бизнеса, приоритетах государства, а о партнерстве бизнеса, государства и некоммерческих организаций. И только в этом партнерстве мы можем эту задачу решить» - сказал он. «И если мы не только в пределах этого круглого стола будем к этому так относиться, а и в пределах государственной социально-экономической политики, мне кажется, у нас успехи будут, а то, что бизнес в нашей стране на благотворительность тратит больше средств на такие программы, чем в мире, - это очень хороший знак. Так что, как говорится, мы обречены на успех!» - завершил дискуссию модератор.