Цифровизация экономики: какие меры принимать для решения налоговых проблем и вызовов?

В ответ на документ, выпущенный для публичных консультаций по теме решения налоговых проблем и вызовов, связанных с цифровизацией экономики, сотрудниками Центра налоговой политики Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) были подготовлены письменные комментарии и предоставлены Центру налоговой политики и налогового администрирования ОЭСР.

Предоставленные экспертами комментарии будут рассматриваться в ходе общественных слушаний, которые пройдут в штаб-квартире ОЭСР 13-14 марта 2019 года. В результате этих обсуждений будет доработана позиция ОЭСР в части поиска и разработки нового международного консенсуса в отношении реформирования налоговых правил в связи с изменением экономических реалий, вызванных цифровизацией глобальной экономики. Позиция НИФИ Минфина России и других экспертных организаций, предоставивших комментарии, опубликована на сайте ОЭСР и доступна по ссылке.

Старший научный сотрудник НИФИ, к.э.н. Николай Милоголов отмечает, что доступ зарубежных цифровых компаний к данным населения страны служит основанием с точки зрения налоговой политики и реализации национального налогового суверенитета для налогообложения части прибыли зарубежной компании, полученной с помощью этих данных в стране-источнике доходов.

В комментариях НИФИ отмечена целесообразность введения налога у источника, взимаемого с суммы гросс продаж ТНК с высоким уровнем цифровизации (прежде всего, социальных сетей, интернет-поисковиков и электронной коммерции). При этом ставка должна быть ниже, чем основная ставка по налогу на прибыль организаций, чтобы учитывать условные расходы и может различаться для различных типов цифровых бизнес-моделей и для различной степени присутствия зарубежной компании в стране-источнике (что можно измерить через количество пользователей или уровень и качество траффика). Если ТНК с высоким уровнем цифровизации собирает данные пользователей в стране-источнике выше определенного порога для целей одной или нескольких бизнес-линий, то это должно служить достаточным основанием для возникновения налоговой привязки к стране-источнику.

Предлагаемые новые правила должны применяться ко всем цифровым бизнес-моделям, которые генерируют экономические выгоды от удаленного доступа к данным существенной части населения страны-источника. Кроме того, эксперты НИФИ указывают, что применение методологии ТЦО либо формального распределения для целей расчета прибыли глобальной компании в стране-источнике усложнит правила и не позволит уловить сущность современных цифровых экосистем, в которых данные, собранные одной компанией, могут приносить существенные непрямые экономические выгоды для другой бизнес-линии. Поэтому упрощенный подход, описанный выше, является более предпочтительным.