Полный комментарий Инны Рыковой к материалу газеты «Ведомости»

Как пишет газета «Ведомости», при отмене льготы НДС на аэропортовые услуги бюджет потеряет около 29 млрд руб., которые возместят аэропортам. При этом рост налогооблагаемой базы аэропортов принесет дополнительно 5,8 млрд руб. налога на прибыль, еще 2 млрд руб.— налоги от роста пассажиропотока и 35,4 млрд руб.— налоги от развития смежных отраслей. Заместитель министра транспорта Валерий Окулов Валерий Окулов ссылается на научную работу сотрудников НИФИ.

К сожалению, комментарий руководителя Центра отраслевой экономики НИФИ Инны Рыковой отражает не полную картину ситуации, поэтому на сайте мы выложили полную версию: Действительно, Центром отраслевой экономики НИФИ проводится исследование по заказу Международной ассоциации аэропортов, которому предшествовали публичные обсуждения в рамках Министерских научных дискуссий в 2016-2017 гг.

В настоящее время работы продолжаются и имеют незавершенный статус на текущую дату в связи с чем какое-либо распространение официально неподтвержденной информации по этому поводу от имени НИФИ считаем недопустимым.В исследовании принимают участие крупнейшие российские аэропорты и авиакомпании, с которыми в рамках соглашений о конфиденциальности проводится индивидуальная работа.

Основными задачами является оценка бюджетных и иных последствий от изменения режима налогообложения услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов по подпункту 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, включая: воздействие на расходную и доходную часть бюджетной системы Российской Федерации; кумулятивный эффект на авиационную отрасль, в том числе на привлекательность инвестиций в аэропортовую инфраструктуру и стоимость аэропортовых услуг для авиаперевозчиков и стоимость услуг по авиаперевозке для пассажиров. В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации находится внесенный Минфином России проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части наделения Правительства РФ полномочием по определению перечня услуг, относящихся к услугам по обслуживанию воздушных судов, освобождаемых от налога на добавленную стоимость), согласованный в том числе Минтрансом России.

В данной связи считаем преждевременным публичное обсуждение финансово-экономического обоснования в части вопроса изменения режима налогообложения в виде отмены льготы на обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации и введения ставки НДС 18% для внутренних перевозок, и 0% для международных.

По конкретным вопросам:

1.Действительно ли, согласно исследованию, дополнительные налоги от развития смежных отраслей перекроют потери бюджета от отмены льготы? Согласно предварительным расчетам Центра отраслевой экономики НИФИ, принятие Законопроекта приведет к отрицательному основному бюджетному эффекту в виде недополученных налоговых доходов по НДС.

Результаты расчетов показывают в целом отрицательное воздействие на доходную часть бюджетной системы Российской Федерации от изменения режима налогообложения. Гипотеза о дополнительных налогах от развития смежных отраслей и кумулятивный эффект (прежде всего, за счет роста пассажиропотока в случае снижения тарифов авиакомпаний) на авиационную отрасль в результате изменения режима налогообложения, требует публичного обсуждения. Изменение режима налогообложения в виде отмены льготы на обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации с введением ставки НДС 18% для внутренних перевозок, и 0% для международных может создать определенные риски для бюджетной системы Российской Федерации, а также для участников авиационной отрасли.

К числу таких рисков следует отнести следующие:

1. Риск ухудшения финансового состояния авиакомпаний.

2. Риск возникновения временного разрыва у авиакомпаний между уплатой НДС за аэропортовые услуги и принятием этих сумм к вычету.

3. Риск увеличения расходов бюджетной системы Российской Федерации.

4. Риск снижения доходов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Риск отсутствия кумулятивных эффектов, в т.ч. снижения тарифов на авиабилеты. 2.Какие отрасли получат такое развитие и как ускорение развития связано с отменой льготы? Установление различных ставок НДС по аэропортовым сборам на внутренние и международные рейсы приведёт к дискриминации российских перевозчиков по отношению к иностранным. Российские перевозчики осуществляют значительный объём трансферных перевозок из-за рубежа в города РФ. При этом для российского сегмента трансферной перевозки ставка НДС будут выше, чем для прямого международного рейса. Пример – аэропортовые услуги в аэропорту Пулково для рейса авиакомпании Lufthansa Франкфурт-Пулково будут облагаться по ставке 0%, а при перевозке пассажира рейсами авиакомпании «Аэрофлот» Франкфурт – Шереметьево – Пулково услуги по обслуживанию рейса Шереметьево- Пулково будут облагаться по ставке 18%.) Кроме того, различные ставки НДС по аэропортовым сборам на ВВЛ и МВЛ приведут к дискриминации российских курортов в сравнении с зарубежными, т. к. аэропортовые услуги для рейса Москва – Симферополь будут облагаться по ставке 18%, а для рейса Москва – Анталья – по ставке 0%.

Об особенностях неавиационной деятельности в аэропортах РФ. На текущий момент все крупные аэропорты РФ имеют значительную (до 40%) долю доходов от неавиационной деятельности, в частности, сдачи помещений аэровокзалов в аренду по торговые помещения, помещения общественного питания, парковки и др. В соответствии с законодательством, данная деятельность облагается НДС по ставке 18%, а, следовательно, значительная доля НДС с инвестиций и себестоимости обслуживания аэровокзального комплекса подлежит зачёту. Соответственно, проблема действующей в настоящее время налоговой льготы не должна быть такой острой для большинства крупных аэропортов. Однако, поскольку сбор за аэровокзальный комплекс регулируется ФАС по затратному методу, аэропорты выводят доходы от неавиационной деятельности в другие (аффилированные) юридические лица, с целью занижения доходности от использования площадей аэровокзала, и установления более высокой ставки регулируемого сбора за аэровокзал. Это приводит к потере права на вычет доли НДС с инвестиций и себестоимости.

Совершенствование механизмов регулирования аэропортовых сборов, в частности, анализ доходов и затрат по всей группе аффилированных юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность (для этого необходима модификация постановления Правительства №599) в значительной степени снимет проблему невозможности зачёта НДС с инвестиций и себестоимости аэровокзалов без изменения законодательства.