Прошел семинар по межбюджетным отношениям в рамках Программы двустороннего сотрудничества между Минфинами России и Узбекистана

Эксперты Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ Минфина) продолжают серию семинаров в рамках Программы двустороннего сотрудничества между Министерствами финансов Республики Узбекистан и Российской Федерации. 20 октября 2020 года сотрудники Центра межбюджетных отношений НИФИ Минфина России Роман Афанасьев и Александр Дерюгин (также старший научный сотрудник Лаборатории исследований бюджетной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) провели семинар на тему «Совершенствование межбюджетных отношений в Республике Узбекистан».

В презентации Александра Дерюгина были отражены вопросы требования к системе выравнивания, анализ оценки доходного потенциала и расходных обязательств, а также представлены формулы распределения межбюджетных трансфертов.

Высоко оценив приказ «Об утверждении Правил определения и осуществления размера межбюджетных трансфертов между бюджетами бюджетной системы Республики Узбекистан» эксперты также отметили, что в Положении определения размеров межбюджетных трансфертов нижестоящим местным бюджетам не приведены конкретные формулы расчета оценки доходов местных бюджетов, в Положении определения размеров межбюджетных трансфертов вышестоящим местным бюджетам в методике и формулах не учитываются нормативы отчислений от налогов и не указано, рассчитываются ли соответствующие налоги в целом по Республике Узбекистан или по каждому местному бюджету в отдельности. Были выделены и другие проблемные стороны документа.

«Таким образом, мы предлагаем следующие предложения по совершенствованию: установить порядок оценки прогноза доходов нижестоящих местных бюджетов аналогичной тому, что применяется для вышестоящих местных бюджетов; установить, что коэффициенты индексации налоговой базы по конкретной отрасли являются едиными для всех местных бюджетов», - озвучил эксперт некоторые предложения по совершенствованию межбюджетных отношений.

2020 10 20 в 14.12.10 2020 10 20 в 14.11.48

Также были даны несколько иных направлений совершенствования правил определения размера межбюджетных трансфертов: распространить действие правил на всю систему межбюджетных отношений в Республике Узбекистан, не ограничиваясь исключительно предоставлением трансфертов; ввести и формализовать порядок распределения дополнительных трансфертов в течение финансового года, целью которых является обеспечение сбалансированности местных бюджетов в случае непредвиденного падения доходов местных бюджетов; формализовать порядок расчета основных (носящих долгосрочный характер) целевых трансфертов.

Помимо этого, Дерюгин представил также результаты исследований наличия стимулов у местных органов власти по развитию налоговой базы по тем налогам, которые передаются на нижестоящий уровень. В частности, на примере Российской Федерации было показано, что в тех субъектах Российской Федерации, в которых на местный уровень передавались налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения, а также НДФЛ, это приводило к более быстрому росту соответствующей доходной базы. В отношении передачи на местный уровень налога на прибыль организаций, а также налога на имущество организаций, такого эффекта выявлено не было. Данные результаты, полученные с применением регрессионных уравнений, свидетельствуют о том, что передача на местный уровень налогов, на базу которых местные органы могут влиять, является действенным инструментом стимулирования экономической активности территорий.

В семинаре приняли участие сотрудники Главного управления Государственного бюджета Министерства финансов Республики Узбекистан, Института фискальных исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан и Института прогнозирования и макроэкономических исследований Министерства экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан.