• Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных

    Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных

    Рейтинг составлен по заказу Министерства финансов Российской Федерации. Результаты рейтинга позволяют оценить уровень прозрачности бюджетов различных субъектов РФ

    Подробнее

  • Программа двустороннего сотрудничества

    Программа двустороннего сотрудничества между Министерством финансов Республики Армения и Министерством финансов Российской Федерации в 2017 - 2019 гг.

    НИФИ выступает исполнителем Программы, оказывает методологическую и аналитическую поддержку деятельности Министерства финансов
    Армении, проводит обучение сотрудников Министерства

  • Анализ системы социальной защиты

    Анализ системы социальной защиты Российской Федерации

    НИФИ выступает российским консультантом Всемирного банка по реализации проекта, направленного на повышение эффективности бюджетных расходов в сфере социальной поддержки населения

  • Инициативное бюджетирование

    Развитие инициативного бюджетирования в Российской Федерации

    В рамках программы повышения эффективности общественных финансов НИФИ выполянет функции координатора между Минфином России и Всемирным банком на основе соглашения по развитию инициативного бюджетирования в Российской Федерации в 2016 - 2018 гг.

    Подробнее

  • Оздоровление государственных финансов

    Разработка методологии программ оздоровления государственных финансов субъектов РФ

    С 2016 г. Департаментом межбюджетных отношений Минфина России осуществляется комплексная работа по подготовке предложений по оздоровлению государственных финансов субъектов РФ, в ходе которой специалисты НИФИ проводят анализ бюджетной системы субъектов РФ

    Всемирный банк и Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) подготовили научный доклад «Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность», который будет представлен на Московском финансовом форуме - 2017 в сентябре, а также опубликован на сайте НИФИ.

    Газета «Ведомости» ознакомилась с докладом и взяла комментарии у руководителя Центра финансов социальной сферы НИФИ, соавтора доклада, Олеси Феоктистовой. Статья опубликована в № 4365 от 18.07.2017 газеты «Ведомости» под заголовком: Россия не понимает, кто у нее бедный.

    Приводим данную публикацию.

    Россия ежегодно тратит на социальные выплаты около 3% ВВП – больше, чем большинство стран с переходной экономикой. По числу же самих выплат и льгот Россия и вовсе мировой лидер, указывают эксперты Всемирного банка и Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) в докладе, посвященном эффективности соцподдержки («Ведомости» с ним ознакомились). Федеральных выплат и льгот около 800, и еще в среднем 100 – в каждом регионе.

    Но вся эта разнообразная и дорогая помощь малоэффективна, если говорить о борьбе с бедностью. По закону государство оказывает социальную помощь людям, чей доход опустился ниже прожиточного минимума по не зависящим от них причинам (см. график на стр. 04). Соцподдержку получают 65% россиян, в том числе 84% малоимущих. При этом из 1 руб., выделенного на адресную поддержку, до бедных доходит лишь 25 коп. А доля адресных пособий в доходах беднейших в среднем по регионам не превышает 2%.

    fullscreen kr

    Социальная поддержка оказывается в основном не нуждающимся, а людям с заслугами перед государством: их поощряют примерно четвертью всех социальных выплат, это больше 700 млрд руб. На социальные пакеты военных и госслужащих уходит почти 12% средств в регионах и на федеральном уровне, подсчитали авторы доклада. Больше всего регионы тратят на поддержку ветеранов труда – это не только деньги, но и натуральные льготы: на оплату жилья и проезд. Но бедных среди них в 5,4 раза меньше, чем в среднем по стране, а когда нужно снижать расходы, регионы сокращают расходы не на ветеранов, а на поддержку семей с детьми.

    Есть и совершенно необъяснимые выплаты: один из регионов предоставляет бесплатный проезд курсантам в городском транспорте, другой обеспечил жильем победительницу конкурса «Краса России». На реальную социальную поддержку идет не 3% ВВП, а только около 1,9% ВВП (или 1,5 трлн руб.), оценивают авторы доклада.

    Снизить бедность помогло бы повышение адресности соцподдержки и расширение принципа нуждаемости. Причин низкой эффективности две: несовершенство правил, используемых для проверки доходов при назначении выплат, и крайне небольшой размер большинства выплат, который не может вывести людей за черту бедности, говорит соавтор доклада, руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ Олеся Феоктистова.Адресными мерами охвачено только 13% россиян, оценивают эксперты НИФИ, в том числе 10% небедных людей.

    Повышение адресности соцподдержки отчасти поможет снизить бедность. По расчетам НИФИ, для перераспределения в пользу малоимущих семей потенциально есть около 1,5 трлн руб. Это значит, что нужно вводить критерий нуждаемости при выплате всех или части пособий. Но одной этой меры недостаточно, нужно найти еще дополнительные возможности (около 245 млрд руб.) – отменить некоторые налоговые льготы, например по НДС.

    Из-за льготной 10%-ной ставки НДС на продовольствие, товары для детей и лекарства в 2016 г. бюджет недополучил около 450 млрд руб., оценивал Минфин, к 2020 г. потери вырастут до 614 млрд. Сейчас выгода от этой льготы достается в основном небедным семьям, а также производителям товаров, в том числе импортерам.

    Также необходимо исключить из социальной помощи ту часть выплат, которая входит в социальные пакеты учителей, врачей, военных и других работников, говорит Феоктистова. Цель социальной защиты – предупреждение и смягчение последствий социальных рисков, которые ведут к снижению доходов, но у них нет ничего общего с выплатами по профессиональным признакам, продолжает она. Нужно на федеральном уровне определить методику оценки нуждаемости, которая учтет полный состав семьи и все источники ее доходов, указывают авторы доклада: регионы смогут опираться на него при перераспределении денег в пользу тех, кто в них больше всего нуждается, – прежде всего бедных семей с детьми. Методика должна учитывать и людей, которые станут бедными, если лишатся социальной поддержки, указывает Феоктистова.

    Пока же каждый регион определяет сам, кого считать нуждающимся: кто-то учитывает инвалидность, отсутствие денег, кто-то – трудную жизненную ситуацию, рассказывает Феоктистова. Есть и федеральная поддержка, которая предоставляется без учета нуждаемости, ее тоже стоит перераспределять в пользу малоимущих семей с детьми, так же как и материнский капитал, который не решает ни демографической задачи, ни задачи снижения бедности.

    Предлагают авторы и ограничения на получение одинаковых федеральных и региональных мер социальной поддержки, и объединение многочисленных выплат в единое универсальное пособие для бедных.

    Реформа может не понравиться отдельным слоям населения, но другого пути победить бедность и помочь наиболее уязвимым семьям нет, признают эксперты НИФИ.

    fullscreen lt

    Полная версия статьи размещена на сайте газеты «Ведомости» - www.vedomosti.ru

     

    • Дистанционное обучение

      Приглашаем на курсы повышения квалификации:

      • Экономия средств и времени, возможность обучения из любой точки страны
      • Рассмотрение вопросов в сфере государственного (муниципального) управления
      • Рассмотрение новых федеральных стандартов ведения бухгалтерского и бюджетного учета организаций государственного сектора

      ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ ПРОГРАММ

    • Программа повышения квалификации «Международные стандарты финансовой отчетности»

      Применение новых федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора:

      • «Основные средства»
      • «Концептуальные основы»
      • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»
      • «Аренда»
      • «Обесценение активов»

      ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ ПРОГРАММ

    • Программа повышения квалификации «Повышение эффективности управления региональными финансами»

      Эффективное управление региональными финансами за счёт внедрения программ целевого бюджетного планирования, повышения налоговых доходов, оптимизации мер социальной поддержки, реализации программ поддержки местных инициатив.

      ПЕРЕЙТИ К ОПИСАНИЮ ПРОГРАММЫ
    • Информация предоставляется в удобном и современном формате

      Современная платформа дистанционного обучения: взаимодействие сообщества обучающихся и преподавателей, проверка усвоения материала, интерактивные уроки на компьютере или мобильных устройствах, включающие материалы, видео-лекции и практические задания.

      ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ ПРОГРАММ
    • Дистанционное обучение
    • Программа повышения квалификации «Международные стандарты финансовой отчетности»
    • Программа повышения квалификации «Повышение эффективности управления региональными финансами»
    • Информация  предоставляется  в удобном и современном  формате