• Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных

    Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных

    Рейтинг составлен по заказу Министерства финансов Российской Федерации. Результаты рейтинга позволяют оценить уровень прозрачности бюджетов различных субъектов РФ

    Подробнее

  • Программа двустороннего сотрудничества

    Программа двустороннего сотрудничества между Министерством финансов Республики Армения и Министерством финансов Российской Федерации в 2017 - 2019 гг.

    НИФИ выступает исполнителем Программы, оказывает методологическую и аналитическую поддержку деятельности Министерства финансов
    Армении, проводит обучение сотрудников Министерства

  • Анализ системы социальной защиты

    Анализ системы социальной защиты Российской Федерации

    НИФИ выступает российским консультантом Всемирного банка по реализации проекта, направленного на повышение эффективности бюджетных расходов в сфере социальной поддержки населения

  • Инициативное бюджетирование

    Развитие инициативного бюджетирования в Российской Федерации

    В рамках программы повышения эффективности общественных финансов НИФИ выполянет функции координатора между Минфином России и Всемирным банком на основе соглашения по развитию инициативного бюджетирования в Российской Федерации в 2016 - 2018 гг.

    Подробнее

  • Оздоровление государственных финансов

    Разработка методологии программ оздоровления государственных финансов субъектов РФ

    С 2016 г. Департаментом межбюджетных отношений Минфина России осуществляется комплексная работа по подготовке предложений по оздоровлению государственных финансов субъектов РФ, в ходе которой специалисты НИФИ проводят анализ бюджетной системы субъектов РФ

    НИФИ 21 августа 2017 года опубликовал научный доклад «Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность» – результат почти трехлетней научной работы и исследований. В докладе представлены история развития адресной социальной поддержки в России, архитектура нынешней государственной системы мер социальной поддержки и бюджетные расходы на нее, дана оценка авторами эффективности российской государственной системы мер социальной поддержки, в том числе анализ текущей региональной практики, наконец, предложены управленческие, организационные и аналитические инструменты, которые должны способствовать достижению целей сокращения бедности за счет переориентации этой системы на адресную помощь гражданам с низким уровнем доходов.

    К сожалению, журналисты РБК, поверхностно изучив доклад, не задав ни одного вопроса авторам доклада, опубликовали 22 августа 2017 г. в 21:16 материал, исказив смысл исследования. На момент публикации данного опровержения материал на сайте РБК изменен.

    1. Фраза РБК «Институт Минфина предложил отменить соцльготы для бюджетников и силовиков» является ложной.
    В научном докладе НИФИ и Всемирного банка нигде применительно к социальным льготам не используются слова «отменить» или «лишить».

    2. Фраза РБК «Частично такие льготы на федеральном уровне уже отменили» является ложной.
    Авторы РБК исказили текст доклада -- льготы на федеральном уровне не отменялись. В докладе говорится следующее: «В связи с этим необходимо исключить из системы социальной поддержки меры, предоставляемые гражданам по профессиональному признаку – так называемый «социальный пакет» служащих и работников государственных организаций. Эти расходы следует исключить из бюджетных расходов по разделу «Социальная политика». На федеральном уровне с 2016 года это решение частично реализовано, однако часть мер госслужащим, силовикам и бюджетникам так и остались в системе мер социальной поддержки. На региональном уровне ситуация пока остается прежней: доплаты к пенсиям госслужащих и прочие выплаты за особые условия труда (службы) проходят как «пособия по социальной помощи населению» и финансируются через органы управления социальной защитой населения. Аналогично социальному пакету необходимо отделить от расходов на социальную поддержку выплаты и льготы за заслуги перед государством, в частности, расходы за военные заслуги, за выдающиеся заслуги (Герои, обладатели наград и почетных званий) отнести к бюджетным расходам по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы», а выплаты и льготы за заслуги в отдельных сферах профессиональной деятельности – в соответствующие им разделы (0700 «Образование», 0800 «Культура, кинематография, 0900 «Здравоохранение» и т. д.)».

    Исключение льгот из раздела «Социальная политика» бюджетной классификации не является отказом от этих льгот. В бюджетной классификации эти выплаты работающим гражданам встают на свое законное место – в раздел по оплате труда. Они являются одним из элементов вознаграждения за труд, частью эффективного контракта работника. Учитывать и оценивать эффективность расходования этих бюджетных средств мы будем уже с точки зрения трудовых отношений и справедливости оплаты труда, а не в рамках системы государственной поддержки граждан, подверженных социальным рискам. В этом существенная разница: и в рамках целеполагания (на что государство тратит), и насколько эффективно оно это делает.

    3. Фраза РБК «По мнению авторов доклада, необходимо исключить из них меры, дублирующие федеральные льготы, а также немалое количество мер, полагающихся одной и той же категории льготников. Например, ФЗ «О ветеранах» включает в себя как ветеранов Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки которым финансируются из федерального бюджета, так и ветеранов труда, которые относятся к региональному регистру льготников и финансируются, соответственно, из бюджетов субъектов, говорится в докладе» является ложной.
    Никакой связи между исключением «немалого количества мер, полагающихся одной и той же категории льготников»  и ФЗ «О ветеранах» в докладе нет, тем более относительно ветеранов ВОВ.

    В докладе говорится про консолидацию мер семьям с детьми: «Отсутствие системности и четкого целеполагания приводит к тому, что региональная социальная поддержка изобилует большим количеством мер, предоставляемых одной и той же категории получателей. В большинстве случаев это замечание справедливо в отношении мер поддержки семей с детьми: по разным поводам, но с одной и той же целью получателям с разной регулярностью выплачиваются, как правило, небольшие суммы.»

    4. Фраза РБК «Льготы на проезд и оплату жилья для многодетных семей, ветеранов труда, малообеспеченных граждан, студентов также могут быть как федеральными, так и региональными и отражаться при этом в рамках одного нормативного правового акта» не только содержит фактическую ошибку, но и вырвана из контекста.
    В докладе нет и не может быть данного утверждения. Федеральным законодательством четко разграничены категории льготников на федеральных и региональных. Перечисленные РБК категории льготников – это уровень ответственности региональных органов власти. Федеральных льгот у этих категорий нет.

    В докладе дается следующий контекст, откуда была взята фраза материала РБК: «Следует подчеркнуть, что в законах о бюджетах требуемой детальной разбивки по финансированию каждой из мер социальной поддержки и каждой категории получателей не представлено. При этом в одном нормативном правовом акте могут находиться разные меры, предоставляемые абсолютно разным категориям получателей, и даже финансируемые из разных бюджетов. Например, Федеральный закон «О ветеранах» включает в себя как ветеранов Великой отечественной войны, входящих в федеральный регистр льготников, меры социальной поддержки которым финансируются из федерального бюджета, так и ветеранов труда, которые относятся к региональному регистру льготников и финансируются, соответственно, из бюджетов субъектов Российской Федерации. Другой пример: практически в каждом регионе есть отдельные нормативные правовые акты, устанавливающие компенсации на оплату проезда (или льготный / бесплатный проезд) отдельным категориям граждан, а также компенсации (льготы) на оплату жилья и ЖКУ. Так вот в рамках одного нормативного правового акта, который отражается в соответствующем бюджете одной строкой, могут находиться как федеральные льготники (когда и если регион решил их дополнительно поддерживать за счет собственных средств), так и региональные льготники. Более того, эти меры как правило получают такие разные (по целевому назначению) категории получателей, как: многодетные семьи, ветераны труда, репрессированные и реабилитированные, ветераны Великой отечественной войны, малообеспеченные граждане, студенты и дети и т.д. В этой ситуации практически невозможно понять, с какой целью предоставляется данная мера социальной поддержки, а также сколько же государство (регион) тратит бюджетных средств на ту или иную категорию получателей».

    Если говорить про проезд, то в одном региональном НПА, регулирующем предоставление льготного проезда различных категорий граждан действительно могут быть и федеральные категории получателей и региональные. Но это регион сам принимает решение кому предоставлять льготы и финансирует их из своего бюджета.

    Что касается оплаты жилья и ЖКУ, то за федеральных льготников деньги на эти компенсации перечисляются регионам из федерального бюджета. А региональные льготники получают компенсации из регионального бюджета. И эти вопросы регулируются абсолютно разными нормативными правовыми актами.

    5. Авторы материала смешивают два понятия «налоговые льготы» и «социальные пособия и льготы». Доклад посвящен только вопросам предоставления мер социальной поддержки (различным социальным выплатам и льготам). Отмена налоговых льгот в докладе представлена только как возможный дополнительный финансовый ресурс вне системы соцподдержки.

    На момент публикации данного опровержения материал на сайте РБК изменен.

    Пресс-центр РБК опубликовали интервью с директором НИФИ Владимиром Назаровым  -- о научном докладе НИФИ: http://presscentr.rbc.ru/nifi

    • Дистанционное обучение

      Приглашаем на курсы повышения квалификации:

      • Экономия средств и времени, возможность обучения из любой точки страны
      • Рассмотрение вопросов в сфере государственного (муниципального) управления
      • Рассмотрение новых федеральных стандартов ведения бухгалтерского и бюджетного учета организаций государственного сектора

      ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ ПРОГРАММ

    • Программа повышения квалификации «Международные стандарты финансовой отчетности»

      Применение новых федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора:

      • «Основные средства»
      • «Концептуальные основы»
      • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»
      • «Аренда»
      • «Обесценение активов»

      ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ ПРОГРАММ

    • Программа повышения квалификации «Повышение эффективности управления региональными финансами»

      Эффективное управление региональными финансами за счёт внедрения программ целевого бюджетного планирования, повышения налоговых доходов, оптимизации мер социальной поддержки, реализации программ поддержки местных инициатив.

      ПЕРЕЙТИ К ОПИСАНИЮ ПРОГРАММЫ
    • Информация предоставляется в удобном и современном формате

      Современная платформа дистанционного обучения: взаимодействие сообщества обучающихся и преподавателей, проверка усвоения материала, интерактивные уроки на компьютере или мобильных устройствах, включающие материалы, видео-лекции и практические задания.

      ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ ПРОГРАММ
    • Дистанционное обучение
    • Программа повышения квалификации «Международные стандарты финансовой отчетности»
    • Программа повышения квалификации «Повышение эффективности управления региональными финансами»
    • Информация  предоставляется  в удобном и современном  формате