Прошел межрегиональный семинар по развитию школьного инициативного бюджетирования

21 января 2020 года Центр инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ Минфина России) совместно с Институтом педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (г. Москва) провели мероприятие «Школьное инициативное бюджетирование: замысел, эксперимент, перспектива» в рамках серии межрегиональных семинаров «Антропология детства и образования». Руководитель Центра инициативного бюджетирования Владимир Вагин выступил с докладом о Концепции школьного инициативного бюджетирования, которая является неотъемлемой частью реализации финансовой и бюджетной грамотности в РФ. Научный сотрудник Центра инициативного бюджетирования Нина Филиппова рассказала о механизмах педагогизации школьного инициативного бюджетирования.

Школьное инициативное (партисипаторное) бюджетирование представляет собой выявление и поддержку инициатив учащихся общеобразовательных учреждений по реализации проектов, касающихся развития школьной инфраструктуры (создания, ремонта, технического перевооружения или переоснащения объектов школьной инфраструктуры, а также материально-технического оснащения учреждений образования). Участие обучающихся в процессе инициативного школьного бюджетирования позволяет решать задачи формирования в школе пространств, отвечающих актуальным запросам участников образовательной сферы. В школах появляются новые и интересные библиотеки, столовые, зоны отдыха, а пребывание становится комфортнее в результате общественной самоорганизации старшеклассников. В образовательном плане участие в практике инициативного школьного бюджетирования формирует у обучающихся субъектные качества (активность, самостоятельность, ответственность), развиваются компетенции в области проектирования (разработки проектов и презентации своих идей).

В ходе дискуссии участники семинара поддержали необходимость активного развития практик школьного инициативного бюджетирования. По словам Алексея Голубицкого, директора школы в Гурьевском городском округе Калининградской области, 10% учебных расходов бюджета школы уже распределяются с учетом мнения школьников. В выступлении диспутанта семинара, директора Центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ Сергея Косарецкого дальнейшее развитие получила идея о важности включения в реализацию школьного инициативного бюджетирования управляющих советов образовательных организаций. Еще один диспутант семинара – Елена Карпова, доцент кафедры психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», подчеркнула значимость инициативного бюджетирования для обновления школьного самоуправления. При этом, по мнению, участника семинара важно не превращать школьное инициативное бюджетирования в навязываемое школе мероприятие. Решение об участии в школьном инициативном бюджетировании - самостоятельное и добровольное решение каждой школы.

В заключении семинара, модератор Борис Куприянов, профессор Департамента педагогики института педагогики и психологии образования «Московского городского педагогического университета», подчеркнул значимость первого методологического семинара, дающего возможность междисциплинарного развития теории и практики школьного инициативного бюджетирования.